Управление, ориентированное на результат, в условиях неопределенности
Каждый из руководителей знает, что разработка управленческих решений - очень важный процесс, в котором связаны все основные функции от планирования до регулирования. При этом в нашей стране такие решения чаще всего принимаются в условиях неопределенности. Это обусловлено финансовыми, производственными, социально-политическими, коммерческими факторами, а также факторами внутренней и внешней среды.
Существует 10 основных видов неопределенности: перспективная, ретроспективная, стохастическая, техническая, лингвистическая. А так же неопределённость состояния природы, целей, целенаправленного противодействия, действий и условий. Проанализировав, к какому из видов относится ситуация на предприятии, можно принять взвешенное решение выхода из нее.
В целом ситуацию неопределенности можно разделить на 2 вида:
- Объективная - не является статистической, предугадать исход не представляется возможным в принципе, источник неопределенности находится вне компании. От руководителя в таких условиях зависит немногое, предугадать результат невозможно;
- Субъективная - для принятия решений недостаточно статистической информации о сложившейся ситуации. Возникает из-за профессиональных ошибок сотрудников и несогласованности действий. Повлиять на результат достаточно сложно, но возможно.
Принимать решения в условиях неопределенности всегда непросто. Особенно непросто это делать руководителю, который понимает, что ответственность за все принятые решения будет нести он сам. Любое его действие в таких условиях априори является рискованным, поэтому для сокращения рисков руководителю нужно минимизировать объем неопределенностей. Неправильно сделанный выбор может привести как к получению дохода, так и к полному разорению предприятия.
Сегодня эта проблема является очень актуальной. И не только по тому, что предсказать поведение игроков на рынке очень тяжело и практически невозможно, но и по тому, как динамично развиваются технологии, методы и механизмы работы, управленческие техники и т.п. Вопрос актуален и потому что последние годы рынок лихорадит. То «финансовый пузырь» в США, повлекший за собой международный финансовый кризис, то «пузырь» в экономике Китая, который может повлечь за собой новый виток проблем по всему миру, т.к. экономики США и Китая – это ведущие экономики мира, и многие от них зависят, в том числе и Россия.
Легко проследить тенденцию, если сделать анализ запросов в Интернете. Рассмотрим сравнительную таблицу по частоте запросов за месяц, например, по таким ключевым фразам как: современные методы управления, управление, ориентированное на результат, мотивация персонала и другие. Для анализу будем использовать 2 популярных поисковых системы: Яндекс и Рамблер. Все данные внесем в Таблицу 1.
Таблица 1 Частота запросов в Интернете по теме «управление»
Поисковая фраза |
Яндекс запросов/мес. |
Рамблер запросов/мес. |
Всего запросов/мес. |
Современные методы управления |
2 599 |
52 |
2 651 |
Современное управление |
40 267 |
25600 |
65 767 |
Современные системы управления |
6 211 |
5 500 |
11 711 |
Управление, ориентированное на результат |
116 |
100 |
217 |
Управление персоналом |
183 783 |
4976 |
188 759 |
Мотивация персонала |
32 365 |
922 |
33 287 |
Как повысить продажи |
2038 |
60 |
2 098 |
*Другие подобные темы |
78 000 |
75 000 |
153 000 |
ИТОГО |
457 490 |
*Приведенные данные отражают примерную статистическую информацию по запросам в сети Интернет в январе 2014 г. по региону – Москва и МО.
По полученным данным видно, что чаще всего за последний месяц пользователи искали информацию по методам управления персоналом и его мотивации. На мой взгляд, это ожидаемо, ведь кадры, как известно, решают все.
Однако и в современных нестабильных условиях можно принимать грамотные управленческие решения, которые помогут не только снизить риски, но и неизменно увеличивать прибыль.
Управление, ориентированное на результат или как получить прибыль без рисков
Управление, ориентированное на результат можно разработать, исходя из следующих уровней ситуации:
- Низкий – не влияет на типовые процедуры в УР (управленческие решения сейчас и в будущем);
- Средний – требует пересмотра и корректировки УР;
- Высокий – требует разработки новых УР.
Но, как показывают исследования автора, для того чтобы предприятие получило прибыль руководитель должен самостоятельно принять решение, исходя из тщательного изучения ситуации, взвешивания различных вариантов и их возможных результатов, выявления наиболее благоприятных перспектив и их сравнения, разработки мероприятий по выполнению выбранного варианта и контроль его осуществления. Только тогда управленческое решение сможет пойти на пользу компании.
Современные методы управления и уменьшение неопределенности. Инструкция для применения руководителями компаний.
Опираясь на результаты собственных исследований и последние аналитические данные, сегодня минимизировать уровень неопределенности для принятия грамотного управленческого решения можно двумя путями:
1. Макроэкономическое решение.
Зависит не от руководителя, а от обстановки в стране. Для уменьшения рисков необходима стабилизация ситуации в экономике, улучшение законодательства и информационной инфраструктуры в целом.
2. Внутреннее решение.
Руководитель должен следить и поощрять уровень профессиональных качеств сотрудников, мотивировать к получению новых знаний и появлению креативных решений, оптимизировать в структуру работы предприятия.
По поему мнению, при правильной мотивации любое проявление неопределенной ситуации сотрудники компании могут разрешить самостоятельно, предложив варианты выхода из этих условий. В любом случае последнее слово всегда будет за руководителем, именно он будет нести ответственность за все риски принятия своего решения.
Получить прибыль от продаж в условиях неопределенности? Легко!
Сегодня существует множество методик повышения прибыли, но рассматривать мы будем не каждую в отдельности, а общие способы в целом, разработанные автором статьи.
1. Системный подход
Продажи компании это составляющая работы сотрудников, начиная от администрации и заканчивая курьером. Поэтому системный подход руководителя к организации работы в целом очень важный фактор. Необходимо наладить плотное взаимодействие между службами для получения высокого результата.
Пример:
Менеджер получил заказ па поставку 150 пачек бумаги по розничной цене. Предприятие может получить хорошую прибыль, если доставка клиенту произойдет в срок. Но работа отдела продаж была не согласована с работой отдела логистики и произошла задержка доставки на сутки. В результате клиент отказывается от заказа, не оплачивает счет. Компания теряет деньги, потраченные на доставку и клиента, который не хочет в дальнейшем сотрудничать с необязательной фирмой. В результате – потеря собственных средств и испорченная история репутации.
2. Диагностика.
На ошибках учатся, но лучше учится на чужих, чем на собственных. Руководителю необходимо постоянно проводить диагностику работы собственного предприятия для того, чтобы избежать условий неопределенности и минимизировать риски. Немаловажен аудит продаж для выявления слабых мест и поисков способов увеличения рынка сбыта и спроса.
Пример:
Компания получила заказ на изготовление буклетов. В процессе работы произошел сбой из-за поломки техники. В дальнейшем руководителем было принято решение проводить диагностику оборудования чаще, чем планировалось изначально. Это дало заметный результат – риски были минимизированы и срывов заказ больше не происходило.
3. Грамотное распределение функциональных обязанностей и постоянное повышение уровня квалификации сотрудников.
Кадры решают все. При наличии хороших специалистов можно выйти даже из самой сложной ситуации неопределенности. Тщательный подбор сотрудников и верное распределение труда позволяют достичь отличного результата при небольших трудозатратах.
Пример:
Руководство компании решило сэкономить на заработной плате сотрудников и, в результате сокращения кадров, функциональные обязанности были распределены неверно. Вместо ожидаемой прибыли компания понесла значительные убытки, т.к. начали происходить срывы заказов из-за их недобросовестного выполнения.
По мнению автора, руководителю предприятия не стоит забывать о нескольких правилах принятия решений в условиях неопределенности.
1. Правило минимакс
Руководитель не должен сожалеть о возможной упущенной прибыли и идти на риск ради увеличения уровня продаж.
2. Правило максимин
Выбирается альтернатива из всех худших вариантов
3. Правило максимакс
Выбирается альтернатива с лучшим значением
4. Правило Гурвица
Его еще называют правилом «пессимизма-оптимизма». Коэффициент риска рассчитывается исходя из максимально возможных убытков и прибыли.
В любом случае для повышения уровня продаж в условиях неопределенности для принятия управленческого решения руководителю необходимо:
- Разработать список вариантов
- Спрогнозировать всевозможные условия
- Определить вероятность каждого из них
- Оценить окупаемость всех вариантов
Автор уверен, что понять правильность или неправильность принятия того или иного решения будет известно только после получения результата.
Верные управленческие решения – залог успешных продаж даже в условиях неопределенности
Неопределенность - это всегда риск. Поэтому, на мой взгляд, исходя из всего вышеизложенного, для того, чтобы принять взвешенное и единственно верное управленческое решение для минимизирования потерь необходимо опираться на знания, полученные из соответствующей литературы и практических тренингов. Но не стоит слепо доверять мнению даже самых уважаемых исследователей. Каждый руководитель пропускает их через призму собственной оценки, при этом грамотный управленец большое значение придаёт своему опыту и наблюдениям.
Во избежание ситуаций неопределенности нужно грамотно наладить деятельность компании в целом и постоянно мотивировать сотрудников для повышения уровня продаж. Успешные руководители постоянно ищут информацию, как правильно это делать, которую затем применяют на практике. Об этом говорят даже анализ частоты запросов в интернете, приведенный выше. Автор считает, что только при соблюдении всех этих условий компания сможет получить прибыль от продаж даже в условиях неопределенности.
Автор: к.э.н., консультант и старший партнер rонсалтинговой компании Future Access - Лебедев Александр Игоревич
Список информационных источников
- Л.А. Трофимова, В.В. Трофимов Методы принятия управленческих решений. Изд-во: СПбГУЭФ. 2012
- В. М. Мишин Исследование систем управления Учебник для вузов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА,2010
- В. М. Шепель Менталитет руководителя. Управленческое мышление. Изд-во: Народное образование. 2010
- А. Р. Урубков, И. В. Федотов Методы и модели оптимизации управленческих решений. Изд-во: Дело АНХ 2011
Основные направления работы консалтинговой компании Future Access:
Оперативный консалтинг (автоматизация процессов управления предприятием);