Процесс товародвижения можно определить как доставка определенных товаров от производителей через торговые предприятия (оптовых или розничных) к конечному потребителю. Данный процесс, помимо физического перемещения товаров в пространстве включает в себя также осуществление услуг конечному потребителю в торговом зале и предпродажной подготовкой товара.
Оптовая торговля помогает решать целый ряд задач: организация торгового процесса; ускорение торгового процесса; посредничество между производителем и розницей; формирование широты и глубины ассортимента товаров и услуг; упрощение связей между производителем и потребителем товара; поиск производителей товаров надлежащего качества по оптимальной цене.
Таким образом, оптовая торговля является основным рычагом по оказанию влияния конечного потребителя на производителей товаров и услуг. На оптовых предприятиях во многом лежит ответственность по выбору товарного ассортимента. Кроме того, оптовые компании имеют больше возможностей по исследованию изменения предпочтений потребителей и, в отличие от производителей, с большей скоростью приспосабливаются к ним.
Процесс товарооборота завершается в розничных магазинах, когда возвращаются инвестиции, вложенные в производство данного товара. Полученные от продажи денежные средства должны превышать вложенные средства, что станет основой для дальнейшего производства данного товара. Поэтому рациональная организация торговли — одна из важных функций торговли.
Для достижения цели компании розничной торговли – максимизации прибыли – руководство предприятия ищет наиболее оптимальные варианты организации торговли. К важнейшим этапам в организации торгового процесса относят выявление и удовлетворение существующих потребностей потребителей, доведение продукта до конечного потребителя в сохранности, оказание услуг покупателям на месте продажи товара и др.
В основе рациональной организации торговли лежат следующие основные принципы:
- поиск и использование самых коротких и оптимальных путей доставки товара от места производства к месту потребления;
- регулирование формы количества звеньев, участвующих в движении товаров;
- выбор и эффективное использование оптимальных средств транспорта, который используется при доставке товаров;
- выбор оптимальной упаковки и средств осуществления работ по погрузке и отправке товара;
- поиск путей для совершенствования и оптимизации технологической цепи товародвижения.
Кроме того, можно обозначить основные принципы организации торгового процесса в магазинах. К данным принципам можно отнести:
- применение комплексного подхода к созданию оптимальной системы технологического процесса;
- использование новейших достижений отечественного и зарубежного опыта торговли в работе розничного магазина в соответствии с последними научно-техническими разработками;
- обеспечение сохранности поступающих для продажи товаров и их потребительной стоимости;
- широкое применение торгово-технологического оборудования взамен использованию ручного труда.
Таким образом, организация торговли нацелена на достижение оптимального уровня валовой выручки и чистой прибыли путем доведения товара до конечного потребителя с минимальными издержками.
Структура и содержание торгово-технологического процесса представлены в следующей схеме:
Схема 1. Структура и содержание торгово-технологического процесса в магазине.
Прежде всего, следует отметить, что главным принципом структуры торгово-технологического процесса в магазине является принцип системного подхода к созданию данной структуры. Другими важными общими принципами можно считать создание комфорта на рабочих местах, а также организация работы сотрудников таким образом, чтобы достичь максимальной производительности труда.
На уровне осуществления погрузочно-разгрузочных работ главными принципами можно считать обеспечение максимальной скорости проведения данных операций, обеспечение сохранности товара. На уровне приёмки и распределения товаров основными принципам можно считать использование помещения торгового зала или склада рациональным и оптимальным образом, а также размещение товара на прилавках в соответствии с основными законами маркетинга.
На этапе непосредственной продажи товара покупателю следует отметить необходимость создания комфорта для покупателей, и обеспечение высокого уровня обслуживания.
Автор: Кучерявенко Т.
Мы - профессиональная консалтинговая компания. Мы ЭКСПЕРТЫ в том, что мы делаем! Основные направления работы консалтинговой компании Future Access:
Оперативный консалтинг (автоматизация процессов управления предприятием);