Важность анализа маркетинговой среды для любой компании
Ф. Котлер определяет маркетинговую среду как совокупность факторов, которые влияют на способность предприятия улучшать и сохранять взаимоотношения с целевым рынком.
В маркетинговой среде осуществляется непосредственная маркетинговая деятельность фирмы, которая включает многообразие отношений, которые складываются у службы маркетинга с иными элементами маркетинговой среды.
Маркетинговая среда бывает внешняя и внутренняя.
К внешней относят все явления и факторы, которые не входят в предприятие, но влияют на его работу. Разделяют микро- и макросреды. Микросреда- это отношения с поставщиками, посредниками, а так же клиентами, конкурентами и контактными аудиториями.
К макросреде предприятия относят факторы демографического (динамика рождаемости, уровень смертности, численный состав отдельных возрастных групп и тд) , экономического (платежеспособность населения) , природного, политического (законы, регулирующие деятельность предпринимателей, которые защищают потребителей от недобросовестных предпринимателей) , технического и культурного характера.
Внутренняя среда - это потенциал фирмы, его общепроизводственные и рыночные внутренние резервы.
Основные фонды фирмы, персонал (его состав и квалификация), финансовые возможности предприятия, использование различных технологий, имидж предприятия - все это включает в себя внутренняя среда маркетинга.
Характеристика и определение маркетинговых возможностей - это важнейшая часть внутренней среды маркетинга. Они находятся в зависимости от состояния специальной маркетинговой службы предприятия, а так же опыта и квалификации рабочего персонала.
Понимание конкуренции, бизнеса, в котором работает предприятие, выработку эффективной стратегии, принятие правильных тактических решений- все это обеспечивает анализ маркетинговой среды.
Принятие необоснованных решений, пассивное реагирование на рыночные изменения, непоследовательность решений, опоздание введения инноваций и, как следствие, рыночная уязвимость предприятия- эти последствия возникают, если игнорировать этап анализа маркетинговой среды.
Существует ряд факторов, влияющих на эффективность деятельности компании:
Контролируемые фирмой - распознаются деятельностью управленческого персонала: его руководством и маркетинговой службой.
Неконтролируемые фирмой - связаны с поставщиками, конкурентами, потребителями и контактными аудиториями.
В своем сочетании эти факторы составляют общую стратегию маркетинга:
Методы:
Чтобы собрать достаточное количество информации, маркетологи прибегают к различным методам анализа маркетинговой среды. Это может быть опрос- устный или письменный. Опрос помогает узнать мнение общественности о продукте или услуге. Это очень популярный метод исследования, так как он не требует больших затрат и усилий. Так же существует наблюдение, которое проходит либо в полевых условиях, либо в лабораторных.
Существуют такие методы как PEST-анализ и SWOT-анализ.
PEST - анализ работает с политической, экономической, социальной и технологической внешней средой, точнее с ее аспектами. Этот анализ очень удобен в некоторых случаях, но не стоит забывать, что о широте и многообразии реальной жизни, которая не ограничивается этими средами.
SWOT - анализ сравнивает сильные и слабые стороны, угрозы и возможности для предприятия. Сильные и слабые стороны относятся к внутренней среде, а угрозы и возможности- к внешней. Такой вид анализа носит больше характер описания, чем рекомендательный.
Существует усовершенствованный анализ сильных и слабых сторон SNW-анализ (сильная-нейтральная-слабая сторона).Этот анализ применяется для более углубленного изучения проблемы, а так же учитывает среднее состояние рынка (нейтральная сторона).
Часто маркетологи используют финансовый анализ, где учитываются прибыль и убытки. Финансовое положение компании показывает ее положение на рынке, ее возможности роста и возможные потери.
Чтобы более глубже изучить этот вопрос, проведем анализ маркетинговой среды студии красоты «Грация».
Описывая этот салон, предположим, что услуги предоставляются около 5 лет, салон специализируется на услугах мастеров-парикмахеров, мастеров маникюра и косметолога. Далее можно выделить несколько важных, чтобы оценить ситуацию данного салона:
Удобство расположения |
Центр г. Москвы в ТЦ Охотный Ряд - это плюс, отсутствует парковка- это минус |
Время работы |
10-22, без выходных- это плюс для клиентов |
Основное направление |
Оказание услуг по уходу за волосами, стрижки, услуги косметолога и мастера по маникюру |
Стоимость услуг |
Самые простые стрижки от 1000р |
Клиентские бонусы |
Накопительные скидочные карты для vip клиентов, подарочные купоны |
Вывод: студия находится достаточно в удобном месте расположения для посетителей, работает до поздна, что удобно для деловых и занятых людей, предоставляет широкий спектр услуг, что позволяет получить в одном месте все виды необходимых услуг. Но так же мы видим, что это салон премиум класса, исходя из стоимости услуг, то есть потребительский сегмент сужается.
Вопрос исследования |
Характеристика |
Выводы |
Сегмент |
Девушки или женщины, имеющие постоянный заработок, домохозяйки, относящиеся к среднему классу, студентки |
Особенность данного сегмента- регулярность посещения студии |
Принятие решения |
Клиент сам выбирает вид и характеристику услуги |
Т.к. на спрос влияют потребности клиента, нужно предоставить такие услуги, которые будут удовлетворять потребности всех клиентов |
Что оказывает влияние на само решение |
Цена, тенденции, личные предпочтения, спецпредложения |
Желательна броская и яркая реклама салона, разработка программ по вовлечению (скидки, спецпредложения), расширение спектра услуг. |
Факторы, влияющие на спрос |
Соотношение цены и качества, разнообразие продукции и услуг |
Необходима поддержка уровня цен , расширение ассортимента продукта, повышение качества услуг с помощью мастер-классов |
Удовлетворение потребностей |
Быть красивой и чувствовать собственную красоту, уход за собой, следование модным тенденциям |
Необходимо именно те услуги, которые удовлетворяют потребности клиентов в ухоженности, а так же не отставали от моды. |
Потоки информации |
Собственный опыт, друзья, журнальные издание. |
Необходимо размещать различную рекламу в средствах массовой информации |
Частота использования услуг |
По мере необходимости |
Главная цель- регулярность посещения студии «Грация», т.е. необходимы качественные услуги, качество можно повысить, проводя различные мастер-классы. |
Вывод: возможны существенные изменения приводящие к повышению эффективности работы студии красоты, а так же повышающих и удерживающих спрос.
Микросреда студии «Грация»
Директорат |
Частный предприниматель- единоличное руководство. |
Персонал |
12 человек: мастера и секретарь. Все мастера с опытом работы более 1 года, с высшим образованием и работают по специальности- высокое качество работы. |
Поставщики |
Американские производители товаров профессиональной косметики, известной во всем мире. |
Конктактные аудитории |
Популяризация через средства массовой информации |
Посредники |
Холдинги, отвечающие за оборудование |
Клиент |
Жители г. Москвы, в основном женщины |
Конкуренты |
«Бьюти», «7 небо», «Галерея» |
Макросреда студии:
Признак |
Фактор |
Характеристика |
Географический |
Регион |
Жители Москвы |
Демографический |
Уровень доходов Возраст |
Больше 30 тысяч. -55% 25-45 лет -40% |
Психографический |
Тип личности |
Женщины , ухаживающие за своей внешностью |
Поведенческий |
Цель |
Удовлетворение своих нужд и потребностей |
Вывод: сегмент-женщиныс постоянным зароботком или домохозяйки среднего класса, у всех клиенток разный возраст и предпочтения, услугами парикмахеров или мастеров маникюра пользуются по мере необходимости, удовлетворяя свои потребности.
Чтобы узнать точную и независимую информацию об удовлетворенности покупателей работой студии красоты «Грация» следует провести анкетирование.
Общий вывод: студии красоты «Грация» подходит развиваться на данном выбранном сегменте, оказывая услуги парикмахерского дела квалифицированными мастерами, пытаясь найти особый подход к каждому посетителю, тщательно обращая внимание на его нужды и желания.
Все это в комплексе приведет к удержанию спроса на рынке предлагаемых услуг, а так же будет способствовать укреплению связей с клиентами.
Авторы: Рудакова Е.
Позвоните нам по телефону +7 (495) 768-83-56 и вы получите развернутую бесплатную консультацию по анализу маркетинговой среды, а также сможете задать нам свои вопросы!
7 причин сотрудничать с Future Access:
- Вы хотите оставить конкурентов у себя за спиной.
- Вы хотите завоевать рынок и возможно даже не один и снимать сливки в виде высокой прибыли и множества клиентов!
- Вы хотите улучшить эффективность управления компанией.
- На нас вы можете переложить часть своих забот (аутсорсинг).
- Мы круглосуточно с вами!
- Стоимость наших услуг не испугает вас.
- У нас нет классификации клиентов на мелких и крупных. Мы одинаково внимательны к потребностям как юридических, так и физических лиц.
Мы - профессиональная консалтинговая компания. Мы ЭКСПЕРТЫ в том, что мы делаем! Основные направления работы консалтинговой компании Future Access:
Оперативный консалтинг (автоматизация процессов управления предприятием);