Анализ маркетинговой среды

Важность анализа маркетинговой среды для любой компании

Ф. Котлер определяет маркетинговую среду как совокупность факторов, которые влияют на способность предприятия улучшать и сохранять взаимоотношения с целевым рынком.

анализа маркетинговой среды

 

 

 

В маркетинговой среде осуществляется непосредственная маркетинговая деятельность фирмы, которая включает многообразие отношений, которые складываются у службы маркетинга с иными элементами маркетинговой среды.

 

 

 

 

 

 Маркетинговая среда бывает внешняя и внутренняя.

 

К внешней относят все явления и факторы, которые не входят в предприятие, но влияют на его работу. Разделяют микро- и макросреды. Микросреда- это отношения с поставщиками, посредниками, а так же клиентами, конкурентами и контактными аудиториями.

К макросреде предприятия относят факторы демографического (динамика рождаемости, уровень смертности, численный состав отдельных возрастных групп и тд) , экономического (платежеспособность населения) , природного, политического (законы, регулирующие деятельность предпринимателей, которые защищают потребителей от недобросовестных предпринимателей) , технического и культурного характера.

 

Внутренняя среда - это потенциал фирмы, его общепроизводственные и рыночные внутренние резервы.

Основные фонды фирмы, персонал (его состав и квалификация), финансовые возможности предприятия, использование различных технологий, имидж предприятия - все это включает в себя внутренняя среда маркетинга.

Характеристика и определение маркетинговых возможностей - это важнейшая часть внутренней среды маркетинга. Они находятся в зависимости от состояния специальной маркетинговой службы предприятия, а так же опыта и квалификации рабочего персонала.

Понимание конкуренции, бизнеса, в котором работает предприятие, выработку эффективной стратегии, принятие правильных тактических решений- все это обеспечивает анализ маркетинговой среды.

Принятие необоснованных решений, пассивное реагирование на рыночные изменения, непоследовательность решений, опоздание введения инноваций и, как следствие, рыночная уязвимость предприятия- эти последствия возникают, если игнорировать этап анализа маркетинговой среды.

Существует ряд факторов, влияющих на эффективность деятельности компании:

Контролируемые фирмой - распознаются деятельностью управленческого персонала: его руководством и маркетинговой службой.

Неконтролируемые фирмой - связаны с поставщиками, конкурентами, потребителями и контактными аудиториями.

 

В своем сочетании эти факторы составляют общую стратегию маркетинга:

анализ маркетинговой среды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы:

Чтобы собрать достаточное количество информации, маркетологи прибегают к различным методам анализа маркетинговой среды. Это может быть опрос- устный или письменный. Опрос помогает узнать мнение общественности о продукте или услуге. Это очень популярный метод исследования, так как он не требует больших затрат и усилий. Так же существует наблюдение, которое проходит либо в полевых условиях, либо в лабораторных.

 

Существуют такие методы как PEST-анализ и SWOT-анализ.

 

PEST - анализ работает с политической, экономической, социальной и технологической внешней средой, точнее с ее аспектами. Этот анализ очень удобен в некоторых случаях, но не стоит забывать, что о широте и многообразии реальной жизни, которая не ограничивается этими средами.

SWOT - анализ сравнивает сильные и слабые стороны, угрозы и возможности для предприятия. Сильные и слабые стороны относятся к внутренней среде, а угрозы и возможности- к внешней. Такой вид анализа носит больше характер описания, чем рекомендательный.

Существует усовершенствованный анализ сильных и слабых сторон SNW-анализ (сильная-нейтральная-слабая сторона).Этот анализ применяется для более углубленного изучения проблемы, а так же учитывает среднее состояние рынка (нейтральная сторона).

Часто маркетологи используют финансовый анализ, где учитываются прибыль и убытки. Финансовое положение компании показывает ее положение на рынке, ее возможности роста и возможные потери.

Чтобы более глубже изучить этот вопрос, проведем анализ маркетинговой среды студии красоты «Грация».

Описывая этот салон, предположим, что услуги предоставляются около 5 лет, салон специализируется на услугах мастеров-парикмахеров, мастеров маникюра и косметолога. Далее можно выделить несколько важных, чтобы оценить ситуацию данного салона:

 

Удобство расположения

Центр г. Москвы в ТЦ Охотный Ряд - это плюс, отсутствует парковка- это минус

Время работы

10-22, без выходных- это плюс для клиентов

Основное направление

Оказание услуг по уходу за волосами, стрижки, услуги косметолога и мастера по маникюру

Стоимость услуг

Самые простые стрижки от 1000р

Клиентские бонусы

Накопительные скидочные карты для vip клиентов, подарочные купоны

 

Вывод: студия находится достаточно в удобном месте расположения для посетителей, работает до поздна, что удобно для деловых и занятых людей, предоставляет широкий спектр услуг, что позволяет получить в одном месте все виды необходимых услуг. Но так же мы видим, что это салон премиум класса, исходя из стоимости услуг, то есть потребительский сегмент сужается.

 

Вопрос исследования

Характеристика

Выводы

Сегмент

Девушки или женщины, имеющие постоянный заработок, домохозяйки, относящиеся к среднему классу, студентки

Особенность данного сегмента- регулярность посещения студии

Принятие решения

Клиент сам выбирает вид и характеристику услуги

Т.к. на спрос влияют потребности клиента, нужно предоставить такие услуги, которые будут удовлетворять потребности всех клиентов

Что оказывает влияние на само решение

Цена, тенденции, личные предпочтения, спецпредложения

Желательна броская и яркая реклама салона, разработка программ по вовлечению (скидки, спецпредложения), расширение спектра услуг.

Факторы, влияющие на спрос

Соотношение цены и качества, разнообразие продукции и услуг

Необходима поддержка уровня цен , расширение ассортимента продукта, повышение качества услуг с помощью мастер-классов

Удовлетворение потребностей

Быть красивой и чувствовать собственную красоту, уход за собой, следование модным тенденциям

Необходимо именно те услуги, которые удовлетворяют потребности клиентов в ухоженности, а так же не отставали от моды.

Потоки информации

Собственный опыт, друзья, журнальные издание.

Необходимо размещать различную рекламу в средствах массовой информации

Частота использования услуг

По мере необходимости

Главная цель- регулярность посещения студии «Грация», т.е. необходимы качественные услуги, качество можно повысить, проводя различные мастер-классы.

 

Вывод: возможны существенные изменения приводящие к  повышению эффективности работы студии красоты, а так же повышающих и удерживающих спрос.

 

Микросреда студии «Грация»

 

Директорат

Частный предприниматель- единоличное руководство.

Персонал

12 человек: мастера и секретарь. Все мастера с опытом работы более 1 года, с высшим образованием и работают по специальности- высокое качество работы.

Поставщики

Американские производители товаров профессиональной косметики, известной во всем мире.

Конктактные аудитории

Популяризация через средства массовой информации

Посредники

Холдинги, отвечающие за оборудование

Клиент

Жители г. Москвы, в основном женщины

Конкуренты

«Бьюти», «7 небо», «Галерея»

 

Макросреда студии:

Признак

Фактор

Характеристика

Географический

Регион

Жители Москвы

Демографический

Уровень доходов

Возраст

Больше 30 тысяч. -55%

25-45 лет -40%

Психографический

Тип личности

Женщины , ухаживающие за своей внешностью

Поведенческий

Цель

Удовлетворение своих нужд и потребностей

 

Вывод: сегмент-женщиныс постоянным зароботком или домохозяйки среднего класса, у всех клиенток разный возраст и предпочтения, услугами парикмахеров или мастеров маникюра пользуются по мере необходимости, удовлетворяя свои потребности.

 

Чтобы узнать точную и независимую информацию об удовлетворенности покупателей работой студии красоты «Грация» следует провести анкетирование.

 

Общий вывод: студии красоты «Грация» подходит развиваться на данном выбранном сегменте, оказывая услуги парикмахерского дела квалифицированными мастерами, пытаясь найти особый подход к каждому посетителю, тщательно обращая внимание на его нужды и желания. 

 

Все это в комплексе приведет к удержанию спроса на рынке предлагаемых услуг, а так же будет способствовать укреплению связей с клиентами.

 

Авторы: Рудакова Е.

 

Позвоните нам по телефону +7 (495) 768-83-56 и вы получите развернутую бесплатную консультацию по анализу маркетинговой среды, а также сможете задать нам свои вопросы!

 

7 причин сотрудничать с Future Access:

  1. Вы хотите оставить конкурентов у себя за спиной.
  2. Вы хотите завоевать рынок и возможно даже не один и снимать сливки в виде высокой прибыли и множества клиентов!
  3. Вы хотите улучшить эффективность управления компанией.
  4. На нас вы можете переложить часть своих забот (аутсорсинг).
  5. Мы круглосуточно с вами!
  6. Стоимость наших услуг не испугает вас.
  7. У нас нет классификации клиентов на мелких и крупных. Мы одинаково внимательны к потребностям как юридических, так и физических лиц.

 

 

Мы - профессиональная консалтинговая компания. Мы ЭКСПЕРТЫ в том, что мы делаем! Основные направления работы консалтинговой компании Future Access:

Cтратегический консалтинг;

Управленческий консалтинг;

Оперативный консалтинг (автоматизация процессов управления предприятием);

Управление и развитие продаж (консалтинг продаж);

Бизнес-тренинги (бизнес-обучение и консалтинг персонала).