Коммерциализация инноваций

Инновационная деятельность в мире в настоящее время очень важна. Поэтому руководители развитых и развивающихся стран создают все условия для их развития.

 

Коммерциализация инноваций – это привлечение инвесторов для финансирования деятельности по реализации этого новшества из расчета участия в будущей прибыли в случае успеха. В тоже время процесс выведения инновационного проекта на рынок является ключевым этапом инновационной деятельности после чего (выведения на рынок) происходит возмещение затрат разработчика (или владельца) инновационного продукта и получение им прибыли от своей деятельности. Процесс выведения инновационного проекта на рынок содержит несколько этапов:

1. Если у предприятия есть несколько проектов, то для выхода на рынок необходимо отобрать проекты, которые обладают коммерческим потенциалом и высокой степенью готовности к освоению. Кроме того немаловажными оценками проектов являются: востребованность на рынке, потенциальный срок окупаемости, рентабельность, риски.

2. Формирование финансовых средств. Обычно у предприятия нет или недостаточно собственных средств. В таком случае необходимо привлечь инвесторов.

3. Закрепление прав на проект и распределение между участниками.

4. Внедрение новшества в производственный процесс или организация производства инновации с последующей ее доработкой, если потребуется.

 

 

Участники процесса коммерциализации инноваций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1 Участники процесса коммерциализации инноваций

 

В процессе коммерциализации очень важно выбрать метод. На рисунке 2 представлены основные способы коммерциализации инноваций.

У предприятия есть выбор: самостоятельно коммерциализировать проект и пройти все перечисленные выше этапы, либо можно продать лицензию, либо полностью все права. Каждый метод предоставляет разработчикам широкие возможности по реализации. Варианты получения прибыли от проекта так же зависят от самого проекта. Если вы создали оборудование, то его можно продавать, если вы придумали управленческие или технологические инновации, то предприятие может оказывать инжиниринговые услуги. Можно просто продать лицензию на свою инновацию или сдать ее в «аренду». Для этих целей, если это нужно, предприятие может отправить своего сотрудника на помощь партнёру для передачи секретов. Иногда возможно применение сразу нескольких методов коммерциализации инноваций.

 

Способы коммерциализации инноваций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2 Способы коммерциализации инноваций

 

 

Перед выбором метода коммерциализации, нужно рассмотреть каждый и выбрать тот, который лучше всего подходит для данной ситуации и для данного проекта. В таблице 1 приведены основные достоинства и недостатки каждого метода.

 

Таблица 1

Достоинства и недостатки способов коммерциализации инноваций

Способы коммерциализации

Достоинства

Недостатки

Самостоятельное использование

При успешной организации производства и «захвате» ниши на рынке, очень высокие доходы;

Постоянный контроль предприятия и производства; полное распоряжение правами на интеллектуальную собственность (инновации).

Высокие риски;

Большой срок окупаемости; Требуется наличие значительных финансовых ресурсов.

Переуступка части прав на инновацию

Минимальные риски;

Небольшие затраты;

Достаточно короткий срок окупаемости;

Выход на новые рынки за счет других компаний;

Возможность формирования собственного товарного знака;

Получение финансирования от заказчика при заключении подрядного договора.

Значительно меньше доходы по сравнению с другими способами коммерциализации;

Риск нарушения лицензии патентных прав;

Риск появления контрафактной продукции.

Полная передача прав на инновацию

Минимальные риски;

Небольшие затраты;

Минимальный срок окупаемости;

Возможность получения очень высокого дохода, в зависимости от значимости разработанной инновации.

Риск недополучения потенциального дохода;

Из-за усиления позиций конкурентов вероятна вынужденная смена области деятельности.

 

 

Для реализации первого метода потребуются существенные трудовые, временные и финансовые ресурсы. Завоевание рынка и окупаемость скорее всего станут возможны в средне- или долгосрочной перспективе. Но даже если все хорошо организовано, остается риск, что спроса на продукцию не будет.

 

При выборе второго или третьего метода инвестиции в проект можно вернуть в краткосрочном периоде. Если предприятие продает лицензию, то вместе с ней и часть рынка переходит к лицензиату, но предприятие также может приобрести часть рынка лицензиата. В случае продажи лицензии разработчик получает стабильный доход в виде роялти. При продаже прав предприятие теряет все свои права на разработку, но зато получает значительный доход (в зависимости от значимости инновации).

Существует несколько вариантов классификации лицензий, они могут быть: патентные и беспатентные, исключительные и неисключительные, ограниченные и неограниченные. Еще одной проблемой для предприятия может стать определение стоимости нематериального актива.

Для этого существует несколько подходов:

  1. Затратный подход
    1.  метод по затратам
  2. Сравнительный подход
    1.  метод ранжирования,
    2.  метод отраслевых стандартов,
    3.  метод справедливого распределения прибыли
  3. Доходный подход
    1.  метод освобождения от роялти,
    2.  метод на основе экономии,
    3.  метод на основе прироста дохода

 

Так как получение прибыли является главной целью, то при анализе методов коммерциализации предприятию необходимо рассчитать потенциальные доходы и расходы при использовании конкретного метода коммерциализации.

 

Примеры коммерциализации проектов

 

Существует множество примеров, когда университеты разрабатывают инновации, а потом их используют предприятия или государство.

Один из успешных проектов, это договор, заключенный между Сибирским университетом и компанией «Энрголаб», в рамках которого для экологических лабораторий Ростехнадзора было внедрено около тысячи приборов. Разработки защищены патентами, университет проводит обучение использованию этого оборудования, после чего выдает свидетельство.

Еще один удачный проект, в рамках которого была продана лицензия, по которой производится регулярное начисление лицензионных платежей (роялти). Лицензионный договор на использование полезной модели учебно-лабораторного комплекса «Химия».

 

Выводы

Инновации присутствуют в нашей жизни и они необходимы для развития разных сфер деятельности. Как правило инновации упрощают нашу жизнь, выводят производство на новый уровень.  Поэтому большинство развитых стран вкладывает огромные деньги в развитие инноваций, создаются все условия  для молодых ученых. Но важным аспектом в развитии инноваций является их коммерциализация. Проекты должны приносить прибыль, окупаться. В большинстве стран не более 10% проектов воплощается в жизнь. На пути коммерциализации существует множество трудностей, к примеру, запатентовать свою инновацию. Этот процесс может занимать до года. Затем необходимо решить воплотить проект в жизнь самостоятельно, продать лицензию или продать все права. Но если проект проходит через все трудности и успешно воплощается на практике, то он может окупиться в десятки раз.

 

Автор: Мусинова З.

 

 

 

 

Позвоните нам по телефону +7 (495) 768-83-56 и вы получите развернутую бесплатную консультацию по коммерциализации инноваций, а также сможете задать нам свои вопросы!

 

7 причин сотрудничать с Future Access:

  1. Вы хотите оставить конкурентов у себя за спиной.
  2. Вы хотите завоевать рынок и возможно даже не один и снимать сливки в виде высокой прибыли и множества клиентов!
  3. Вы хотите улучшить эффективность управления компанией.
  4. На нас вы можете переложить часть своих забот (аутсорсинг).
  5. Мы круглосуточно с вами!
  6. Стоимость наших услуг не испугает вас.
  7. У нас нет классификации клиентов на мелких и крупных. Мы одинаково внимательны к потребностям как юридических, так и физических лиц.

 

 

Мы - профессиональная консалтинговая компания. Мы ЭКСПЕРТЫ в том, что мы делаем! Основные направления работы консалтинговой компании Future Access:

Стратегический консалтинг;

Управленческий консалтинг;

Оперативный консалтинг (автоматизация процессов управления предприятием);

Управление и развитие продаж (консалтинг продаж);

Бизнес-тренинги (бизнес-обучение и консалтинг персонала).