Классификация отраслевых информационных систем

Классификация отраслевых информационных систем (ОИС)

Отраслевые информационные системы

– совокупность баз данных, содержащейся в них информации, технических и программных средств для обработки этой информации с целью принятия решений и управления предприятиями в наукоемких отраслях.

Специфика ОИС

– это информатизация бизнес-процессов , которые связывают множества предприятий, занимающихся различными видами экономической деятельности:

  • Научно-исследовательские институты (НИИ)
  • Конструкторские бюро ( КБ)
  • Опытные заводы  ( ОПЗ)
  • Производственные предприятия ( ПП)
  • Сервисные фирмы
  • Системные интеграторы

В каждой из этих организаций своя специфика бизнес-процессов , свои требования к бухгалтерскому учету. Следовательно, ОИС представляют собой интегрированные комплексы.

Классификация осуществляется по трем признакам, которые используются в системах управления крупными корпорациями:

I признак – направление корпоративной политики

II признак – стации жизненного цикла наукоемкой продукции

III признак – горизонты управления

Отраслевые информационные системыОсь X – Корпоративные политики:

ФП – финансовая политика, включает дивидендную, кредитную, учетную,  амортизационную и другие политики, используются показатели рентабельности, ликвидности, финансовой устойчивости

МП – маркетинговая политика, включает снабженческо-сбытовую и ценовую политику, используются показатели объемов продаж и сегментов рынка

ПТП – производственно-технологическая политика, включает политику в области качества и инноваций, используются показатели качества и себестоимости продукции

КП – кадровая политика, включает политику набора, продвижения и высвобождения сотрудников, используются показатели квалификации и оплаты труда

ИП – инвестиционная политика,  определяет политику выбора направлений инвестиций и политику оценки их эффективности, используя показатели денежных потоков , чистой приведенной стоимости и внутренней нормы доходности

Ось Y – стадии жизненного цикла:

НИР – научно исследовательские работы, включает проработку замысла и проведение целевых исследований ,завершаются разработкой технического предложения

ОКР – опытно- конструкторские работы, разрабатывают эскиз проекта , технический проект, рабочий проект, изготовление опытного образца и приемочные испытания. В результате получают РКД ( рабочая конструкторская документация)

 ПП –  постановление на производство, осуществляет выпуск опытной партии изделий и в результате осуществляют корректировку РКД

  П   –   производство, выпуск партии изделий в объеме требуемом заказчиком

ППС – пост производственная стадия, включает поставки изделий , их системную интеграцию , сервис, техническое обслуживание и ремонт, модернизацию и утилизацию ( 15-20 лет)

Ось Z – горизонты управления:

СГ – стратегический горизонт (планирование и управление в разрезе 5 лет)

ТГ – тактический горизонт (годовой план)

ОГ – операционный горизонт (месячный, декадный план)

Развитие ОИС исторически шло по двум направлениям:

 I – системы управления предприятием

II – системы управления жизненным циклом

Системы управления предприятием:

Системы управления предприятием

 

 

 

 

 

 

  1. 70-80-е года – система MRP (Material Requirements Planning) - решает задачи оперативного снабжения производства
  2. 80-е  годы – система MPR II  (Manufactory Resources Planning ) – система планирования производственных ресурсов – решает задачи снабжения производства, планирования производственных мощностей , финансового учета результатов производства, их специфика; имеют контур обратной связи, то есть планирование осуществляется с учетом результатов маркетингового анализа
  3. 90-е года – система ERP ( Enterprise Resources Planning ) – система планирования ресурсов предприятия - решает основные задачи тактического и операционного горизонта политик предприятия.
  4. настоящее время - система ERP II ( Enterprise Resources & Relationships Planning ) – система должна обеспечить интеграцию всех задач управления предприятием в крупных промышленных корпорациях

Системы управления жизненным циклом:

Системы управления жизненным циклом

 

  1. 80-е года – система CAD/CAM/CAE (Computer Aided Design/Manufacturing /Engineering ) – системы автоматизированного проектирования и подготовки производства, включая инженерные расчеты
  2. 80-е года - система СALS ( Computer Aided Logistic Support) – система автоматизированной логистической поддержки – разработана в оборонных ведомствах США для информационной поддержки, заключения и исполнения контрактов между Минобороны и компаниями подрядчиками, которые осуществляют поставки военной техники для нужд армии
  3. 90-е годы – система SCM ( Supply Chain Management) – система управления цепочками поставок- разработана для решения задач интеграции предприятия с поставщиками и заказчиками
  4. 90-е годы – система CALS ( Continuous Acquisition and Life-Cycle Support) – система обеспечения непрерывных поставок и поддержки жизненного цикла продукции – обеспечивает информационную интеграцию по всем стадиям жизненного цикла , имеет контур обратной связи , то есть информация об эксплуатации изделия на ППС передается на стадии НИР и ОКР для учета требований заказчика и условий эксплуатации
  5. настоящее время – система PLM ( Product Life cycle Management) – система управления жизненным циклом продукции – охватывает все задачи управления жизненным циклом по всем его стадиям

В настоящее время осуществляется интеграция двух классов систем ERP II и PLM.

Нормативно правовая база  отраслевых информационных систем

Имеет четырех уровневую структуру:

I уровень – Международное законодательство - международные конференции , типовые договора, международные соглашения, которые определяют требования к использованию отраслевых информационных систем в международном бизнесе.

II уровень – Национальное законодательство – законы, которые принимаются каждой страной и определяют требования использования ОИС на её территории.

III уровень – Отраслевые стандарты – содержат организационные и технические спецификации ОИС для различных отраслей и комплексов промышленности

IV уровень – Внутрикорпоративные стандарты – определяют требования к ОИС в рамках отдельной корпорации

Документы :

I уровень

  • конференции ООН по использованию электронных сообщений в международных договорах - применяется для заключения договоров между предприятиями, находящимися в разных странах и приравнивает статус электронного сообщения к бумажному договору, регулирует вопросы местонахождения сторон , вопросы о дате и времени отправки сообщения ,вопросы автоматизированного обмена сообщениями через информационную систему
  • типовой закон ЮНИСТАЛ об электронных подписях- определяет требования к электронной подписи и приравнивает ее по статусу к бумажной подписи.

Электронная подпись – данные , которые прикрепляются к электронному сообщению и могут быть использованы для идентификации подписавшегося ,указывает на то , что подписавшийся согласен с текстом сообщения

II уровень

  • Федеральный закон об информации , информационных технологиях и защите информации ( ФЗ № 149 от 27 июля 2006г.) – определяет требования к использованию ИТ, включая Internet, на территории РФ
  • Федеральный закон об электронных подписях ( ФЗ №1 от 10 января 2002) – детализирует типовой закон ЮНИСТРАЛ применительно к РФ, устанавливает требования к технологиям цифровой подписи

III уровень

  • Стандарты международной организации ИСО- регламентируют требования к представлению информации о продукции, к форматам данных (JPEG , MPEG)
  • Стандарты ОИС, принятые в странах - блоках НАТО: MIL-STD (США), DEF STAN (Великобритания),определяют требования в системах CALS

IV уровень 

  • Внутрикорпоративные стандарты – регламенты работы информационных систем корпорации, должны инструктировать пользователей ,системных администраторов, других специалистов, все стандарты утверждаются руководством корпорации

 

 

 

Мы - профессиональная консалтинговая компания. Мы ЭКСПЕРТЫ в том, что мы делаем! Основные направления работы консалтинговой компании Future Access:

Cтратегический консалтинг;

Управленческий консалтинг;

Оперативный консалтинг (автоматизация процессов управления предприятием);

Управление и развитие продаж (консалтинг продаж);

Бизнес-тренинги (бизнес-обучение и консалтинг персонала).