Факторы, влияющие на формирование архитектуры:
1.Предприятия длительное время работали в условиях плановой экономики и имели короткую рыночную историю. В результате, отсутствуют отечественные методики для управления предприятиями в условиях рынка. ИС на мало учитывают рыночные индикаторы
2.Динамические изменения внутренних и внешних «правил игры». Требования к бизнесу меняются в зависимости от политических решений и при резких сменах собственников
3.Отсутствие формализованной «философии» управления.
В США модель ИС ориентированы на максимизацию стоимости для акционеров.
Европейская модель ориентирована на социальное развитие.
Японская модель отличается тем, что сотрудник заботится только о благосостоянии корпорации.
В российской промышленности пока не сформировалась типовая модель бизнеса и , соответственно, отсутствуют наработанные стандартные отраслевые решения ИС. Существует два направления развития:
- Прямой перенос и адаптация зарубежных стандартов класса MRP, ERP, CALS
- Разработка собственных ОИС (следствие – проблема стыковки отдельных моделей друг с другом)
Процесс формирования архитектуры ОС
Архитектура ОИС является отображением бизнеса в комплексе технических и программных средств, и реализуется в три этапа:
1.Стратегии бизнеса - определяют принципы и методы работы по четырем основным направлениям –финансы, продукция, кадры, клиенты
2.Структуры бизнеса – обеспечивают перевод стратегии в практическую плоскость и представляют собой четыре основных элемента, из которых формируется дизайн бизнеса
В настоящее время наиболее распространен процессный подход управления бизнесом ( Август Вильгельм Шеер «Методология ARIS»
3.Архитектура ОИС – представляет техническую реализацию структур бизнеса, которая состоит из следующих компонентов:
- ИТ- инфраструктура - совокупность технических средств, коммуникаций, общесистемных программ, пакетов (операционные системы, СУБД, офисные пакеты)
- ИТ- предложения – программное обеспечение, которое автоматизирует процессы и отображает другие элементы структуры бизнеса
- Домены – точки доступа к ИС через Internet
- ИТ - сервисы – услуги, которые покупает основной бизнес у информационной службы, для предоставления этих услуг информационная служба использует набор из вышеперечисленных элементов
Основные тенденции развития ОИС
- Распределение и децентрализация – вызвана удешевлением компьютерной техники и ростом её производительности . 80-е года «закат» больших централизованных систем в виде центрального компьютера и множества терминалов пользователей , в настоящее время развитие децентрализованных систем в виде сетей персональных и компьютеров и серверов => в ОИС перестало существовать единая платформа от одного поставщика( в 80-е годы – компания IBM), возникла проблема управления ИТ - инфраструктурой от множества различных поставщиков.
- Неоднородность – ОИС состоит из hardware и software от различных поставщиков => проблема интероперабельности , т.е. взаимодействия между различными модулями от различных поставщиков .
- Стандартизация – обеспечивает формирование единых правил и процедур для взаимодействия ИС. OSI (Оpen System Interconnection)- эталон взаимодействия ОИС – модель определяет принципы взаимодействия моделей в многоуровневых ИС
Типовые архитектуры ОИС
- показывают как взаимодействуют уровни эталонной модели.
I – Представление – отвечает за интерфейс с конечным пользователем, за ввод и отображение данных
II – Бизнес логика – выполнение правил процедур и процессов бизнеса
III – Данные – отвечает за хранение и изменение данных
Типовые архитектуры ОИС
№1 – Монолитная – все уровни реализуются в одном пакете, который установлен на одном компьютере ( офисный пакет)
№2 – Двух уровневая архитектура «файл-сервер» - представление и логика реализуется на одной машине («толстый клиент»),а данные на другой машине ( на сервере)
№3 – Трех уровневая модель «клиент сервер» - все уровни реализуются на различных машинах: I – тонкий клиент
II – сервер-приложение
III – сервер БД
№4 - Распределенная – программное обеспечение на каждом уровне распределено по нескольким машинам, наиболее часто используется распределенный уровень данных
№5 – Компонентный – программное обеспечение каждого уровня –набор автономных компонентов , которые представляют друг другу сервисы. Строится на объектно-ориентированном подходе.
Стандарты архитектуры ОИС
- обеспечивают взаимодействие между уровнями в архитектуре
- SQL ( Structured Query Language) – язык структурированных запросов – используется для манипуляции данными на третьем уровне
- SAG = SQL Access Group – консорциум образовался в 1988 году в составе более 40 ведущих ИТ компаний, разработаны стандарты между вторым и третьим уровнями взаимодействия (DRDA- Distributed Relational Database Architecture, разработан в IBM и используется в ПО IBM)
- На основе SAG в 1992 году появились следующие стандарты
ODBC ( Open Database Connectivity) /Microsoft/
IDPI (Integrated Database Connectivity) /Borland/
JDBC ( Java Database Connectivity) /Sun/
Мы - профессиональная консалтинговая компания. Мы ЭКСПЕРТЫ в том, что мы делаем! Основные направления работы консалтинговой компании Future Access:
Оперативный консалтинг (автоматизация процессов управления предприятием);