Архитектура отраслевых информационных систем

Факторы, влияющие на формирование архитектуры:

1.Предприятия длительное время работали в условиях плановой экономики и имели короткую рыночную историю. В результате, отсутствуют отечественные методики для управления предприятиями в условиях рынка. ИС на мало учитывают рыночные индикаторы

2.Динамические изменения внутренних и внешних «правил игры». Требования к бизнесу меняются в зависимости от политических решений и при резких сменах собственников

3.Отсутствие формализованной «философии» управления.

В США модель  ИС ориентированы на максимизацию стоимости для акционеров.

Европейская модель ориентирована на социальное развитие.

Японская модель отличается тем, что сотрудник заботится только о благосостоянии корпорации.

В российской промышленности пока не сформировалась типовая модель бизнеса и , соответственно, отсутствуют наработанные стандартные отраслевые решения ИС. Существует два направления развития:

  • Прямой перенос и адаптация зарубежных стандартов класса MRP, ERP, CALS
  • Разработка собственных ОИС (следствие – проблема стыковки отдельных моделей друг с другом)

 

Процесс формирования архитектуры ОС

Процесс формирования архитектуры ОС

Архитектура ОИС является отображением бизнеса в комплексе технических и программных средств, и реализуется в три этапа:

1.Стратегии бизнеса -  определяют принципы и методы работы по четырем основным направлениям –финансы, продукция, кадры, клиенты

2.Структуры бизнеса – обеспечивают перевод стратегии в практическую плоскость и представляют собой четыре основных элемента, из которых формируется дизайн бизнеса

В настоящее время наиболее распространен процессный подход управления бизнесом ( Август Вильгельм Шеер «Методология ARIS»

3.Архитектура ОИС – представляет техническую реализацию структур бизнеса, которая состоит из следующих компонентов:

  • ИТ- инфраструктура  - совокупность технических средств, коммуникаций, общесистемных программ, пакетов (операционные системы, СУБД, офисные пакеты)
  • ИТ- предложения – программное обеспечение, которое автоматизирует процессы и отображает другие элементы структуры бизнеса
  • Домены – точки доступа к ИС через Internet
  • ИТ - сервисы – услуги, которые покупает основной бизнес у информационной службы, для предоставления этих услуг информационная служба использует набор из вышеперечисленных элементов

 

Основные тенденции развития ОИС

  1. Распределение и децентрализация – вызвана удешевлением компьютерной техники и ростом её производительности . 80-е года «закат» больших централизованных систем в виде центрального компьютера и множества терминалов пользователей , в настоящее время развитие децентрализованных систем в виде сетей персональных и компьютеров и серверов  => в ОИС перестало существовать единая платформа от одного поставщика( в 80-е годы – компания IBM), возникла проблема управления ИТ - инфраструктурой от множества различных поставщиков.
  2. Неоднородность – ОИС состоит из hardware и software от различных поставщиков => проблема интероперабельности , т.е. взаимодействия между различными модулями от различных поставщиков .
  3. Стандартизация – обеспечивает формирование единых правил и процедур для взаимодействия ИС. OSI (Оpen System Interconnection)- эталон взаимодействия ОИС – модель определяет принципы взаимодействия моделей в многоуровневых ИС

 

Типовые архитектуры ОИС

 

Типовые архитектуры ОИС

 

- показывают как взаимодействуют уровни эталонной модели.

I  – Представление – отвечает за интерфейс с конечным пользователем, за ввод и отображение данных

II  – Бизнес логика – выполнение правил процедур и процессов бизнеса

III  – Данные – отвечает за хранение и изменение данных

 

Типовые архитектуры ОИС

Типовые архитектуры ОИC для компании

 

 

 

 

 

 

 

 

№1 – Монолитная – все уровни реализуются в одном пакете, который установлен на одном компьютере ( офисный пакет)

№2 – Двух уровневая архитектура «файл-сервер» - представление и логика реализуется на одной машине («толстый клиент»),а данные на другой машине ( на сервере)

№3 – Трех уровневая модель «клиент сервер» - все уровни реализуются на различных машинах:      I – тонкий клиент

                        II – сервер-приложение

                        III – сервер БД

№4 - Распределенная – программное обеспечение на каждом уровне распределено по нескольким машинам, наиболее часто используется распределенный уровень данных

№5 – Компонентный – программное обеспечение каждого уровня –набор автономных компонентов , которые представляют друг другу сервисы. Строится на объектно-ориентированном подходе.

 

Стандарты архитектуры ОИС

- обеспечивают взаимодействие между уровнями в архитектуре

  1. SQL ( Structured Query Language) – язык структурированных запросов – используется для манипуляции данными на третьем уровне
  2. SAG = SQL Access Group – консорциум образовался в 1988 году в составе более 40 ведущих ИТ компаний, разработаны стандарты между вторым и третьим уровнями взаимодействия (DRDA- Distributed Relational Database Architecture, разработан в IBM и используется в ПО IBM)
  3. На основе SAG в 1992 году появились следующие стандарты

ODBC ( Open Database Connectivity) /Microsoft/

IDPI (Integrated Database Connectivity) /Borland/

JDBC ( Java Database Connectivity) /Sun/

 

 

 

Мы - профессиональная консалтинговая компания. Мы ЭКСПЕРТЫ в том, что мы делаем! Основные направления работы консалтинговой компании Future Access:

Cтратегический консалтинг;

Управленческий консалтинг;

Оперативный консалтинг (автоматизация процессов управления предприятием);

Управление и развитие продаж (консалтинг продаж);

Бизнес-тренинги (бизнес-обучение и консалтинг персонала).